С капитаном Зараки время летит незаметно
Фэндом все-таки удивительная штука.

Такой смеси преданности делу, отчаянного самопожертвования, широты взглядов, дремучей безграмотности и вопиющего ханжества я не встречала нигде. Понятно, что фэндом всего лишь отражение нашей обычной, реальной жизни, но отражение концентрированное и очень объемное.

читать дальше

@темы: ГП, я тут подумала, Лечу на белом носороге, фэндом, флуд

Комментарии
11.06.2009 в 19:45

born to dragon porn
kaiman Люди стесняются оригиналов?
А вот меня тоже этот вопрос всегда занимал. Если человек пишет буйную фантазию, в которой от ГП только имена, то почему не назвать ориджиналом сразу? Зачем нужны подпорки из канона?
11.06.2009 в 19:49

Солнце взойдёт!
current obsession
Вырастая старше определенного возраста, русские перестают мыслить подобным образом, внутри незаметно (и часто неосознанно) появляется собственный циник-цензор, который не дает возникать подобным "идиотским и необоснованным" фантазиям.
Не думаю. Просто нет источника фантазии. Человек сидит всё время с одними и теми же книжками и отказывается от заведомо хорошего произведения:
- "я фантастику не читаю (не смотрю) ваще! никакую!"
- "я фэнтези ваще не читаю (не смотрю)! никакое!"
- "я ваще не люблю реализм!
А раз так, откуда фантазия-то возьмётся?

Для американцев фанфикшен - это прежде всего забава, удовольствие.
Всё от человека зависит. Нация тут не при чём. И для всех без исключения творчество - это удовольствие и хобби. Я не имею в виду "профессиональных писателей".
11.06.2009 в 19:52

Я абсолютно политкорректна. Я не люблю людей, независимо от их пола, расы и цвета кожи © hao-grey
kaiman
Для меня немагическое АУ - это оригиналы с именами из ГП. И зачем привязка к фандому в таких случаях, мне совершенно не ясно. Люди стесняются оригиналов?
Я вообще-то немножко о другом.
Тот, кому интересны эксперименты такого рода, пишет и читает, и это хорошо, потому что все разные. В конце концов, люди пишут для собственного удовольствия. Я объясняла, почему конкретно мне (и, может, еще некоторым товарищам) не нравится подмена бэкграунда - да просто потому, что он, этот самый мир, мне не менее интересен, чем герои, причем именно в связке. Такое восприятие.
11.06.2009 в 19:53

Солнце взойдёт!
kenga_80
Ну если можно взять мир Роулинг и написать макси-фик с персонажами, о которых в оригинале две строчки, то можно взять основных персонажей с описанными Роулинг характерами и написать АУ.
Если это будет мир Ро, почему нет? А если эти два персонажа живут, скажем, в Саудовской Аравии - ну переехали они туда! - и связь с реальностью ГП полностью разорвана, зачем её всё же восстанавливать-то?
Против АУ как такого я ничего не имею. Весь фанфикшн, несмотря на классификации - это АУ.

С уважением, Антон
11.06.2009 в 20:00

Помни вкус своей крови
kaiman Дети тоже не сказать, что бы много читают - но фантазия у них работает прекрасно. Человек вообще по сути - очень творческое существо, если только не ограничивать его все время рамками "как можно и как нельзя".
В русско-советской культуре детей принято ограничивать. В европейско-американской - в целом, детей ограничивают и одергивают гораздо меньше. Поэтому взрослые русские - мрачнее, суровее и "зажатее". Как общее психологическое состоянии нации. Как мне кажется, это не может не сказываться на творчестве в целом.

Всё от человека зависит. Нация тут не при чём. И для всех без исключения творчество - это удовольствие и хобби.

Я соглашусь, что все, конечно же зависит от человека. Но, из каждого конкретного человека складывается общее впечатление от группы людей. Так вот от американского фандома у меня сложилось именно такое впечатление. Там гораздо проще относятся к творчеству - к его, скажем так, литературной части. Никто не требует обоснуев, никто не бегает за "деффачками", заставляя их исправлять ошибки, и там нет концепции "перловки" - как способа высмеивания плохих фиков. Там вообще - мало занимаются высмеиванием и критикой, и в целом гораздо больше хвалять. Даже за откровенно плохие фики.

А вот к литературному творчеству, которое не фанфишен, а чуть более серьезно - там иное отношение, вплоть до того, что люди занимаются в литературных кружках, берут какие-то уроки писательского мастерства.
11.06.2009 в 20:28

Солнце взойдёт!
current obsession
Там гораздо проще относятся к творчеству - к его, скажем так, литературной части.
А это не связано с американской культурой как таковой? У них вон и комиксы очень популярны, и они даже подразделяются на "интеллектуальные" (типа, роман в рисунках, вроде "В" значит "Вендетта") и на ширпотреб.

к литературному творчеству, которое не фанфишен, а чуть более серьезно - там иное отношение, вплоть до того, что люди занимаются в литературных кружках, берут какие-то уроки писательского мастерства.
И у нас то же самое. Масса литературных порталов, с мастер-классами, клубами и членством в союзах писателей.
11.06.2009 в 20:33

Это не кровь, это клюквенный сок (с)
я думаю, дело вовсе не в ханжестве или несмелости. Дело в неумении. Крэк, откровенное классное порно, буйные сюжетные заварухи, приправленные юмором и кинками, сложно написать. Нужно уметь. Кто умеет, тот пишет, и все остальные его радостно читают. Вот я крэк не умею - я и не берусь, потому что результаты смехотворны. Но читаю с удовольствием. А умела бы сама - писала бы.
11.06.2009 в 20:35

Солнце взойдёт!
current obsession
Дети тоже не сказать, что бы много читают - но фантазия у них работает прекрасно.
Фантазия-то работает. Но вот насколько она оригинальна, ещё вопрос.
11.06.2009 в 20:40

это же Непростительные, за это садят в Азкабак (с)
эх, времени нет внимательно почитать(( но я сюда вернусь!
11.06.2009 в 20:44

Во всём виновата
Пухоспинка У нас любая история превращается в поиск обоснуя "как они дошли до жизни такой". А зачем?
Да разве ж любая?

kaiman Почему у нас мало фантастики высокого уровня? Нет своей науки, нет интереса к той, что имеется - нет и фантастики. Авторы просто не знают, откуда начинать. Поэтому уклон в извечные психологические проблемы. А раз нет оригинальной фантастики, то и новым мыслям неоткуда взяться.
ИМХО, не в этом совсем дело. Я немного с этой проблемой знакома; не в науке дело, а в образованности, причём в первую голову - в образованности массового читателя. Человек не будет читать книгу, описывающую научный прорыв в физике, если сам он в физике полный профан. А автор не сможет такую книжку написать, если ему по физике в школе тройку натянули из жалости.
Но, кстати, исследования именно фантастики, и именно советской (и постсоветской) в сравнении с зарубежной, показали, что "фантастика, долженствующая звать людей во втузы", и авторам, и читателям была попросту неинтересна, а стремился наш советский (и постсоветский) автор писать о человеке, его психике и его взаимоотношениях с другими людьми.

current obsession, да, я вот тоже на ментальность грешу.
11.06.2009 в 20:50

Помни вкус своей крови
kaiman И у нас то же самое. Масса литературных порталов, с мастер-классами, клубами и членством в союзах писателей

Да, наверное, но мне от чего-то кажется, что меньше. Может я не права, и у меня действительно сложилось какое-то превратное впечатление, что наши люди менее серьезно подходят к проблеме "научиться хорошо писать".

А это не связано с американской культурой как таковой? У них вон и комиксы очень популярны, и они даже подразделяются на "интеллектуальные" (типа, роман в рисунках, вроде "В" значит "Вендетта") и на ширпотреб.

Не совсем поняла Вашу мысль. Это Вы к тому, что они проще смотрят на фанфикшен от того, что вообще в целом менее трепетно относятся к литературе, и предпочитают комиксы?

Мне кажется, что с комиксами (и "упрощенной" американской культурой) это не связано, а связано именно с общей психологией нации.
У них ведь и литературы как таковой нет в школе - такого жесткого курса, как у нас, что бы "от и до", и обязательно с критическими разборами Белинского, и объяснениями учительницы "что хотел сказать автор".
Есть курсы разного уровня продвинутости, которые можно брать или не брать (и читать комиксы). А на курсах преподавание, опять таки, специфическое - много эссе, очень приветствуется собственное мнение. В отличие от нашей школы, где в сочинении всегда важно было написать нечто, совпадающее с "генеральной линией партии".
11.06.2009 в 20:55

out of the loop
Хорошо написала! Я вспомнила себя, когда впервые пришла в фандом. Что я тогда читала и что я читаю сейчас, какие я тогда отзывы писала и какие пишу сейчас :lol:
У нас действительно слишком "литературный" и... "серьёзный" что-ли фандом.
11.06.2009 в 21:04

Помни вкус своей крови
kaiman
У детей, кстати, фантазия крайне оригинальна. Да, очень часто - совершенно нелогична, не психологична и ничем не обоснована. Дети лепят чушь с точки зрения взрослых. Но лепят ее очень много, активно, вдохновенно. Я имею ввиду - маленьких детей, дошкольников, возможно школьников младших классов.
Американский фанфикшен - аналогичен. Ведь, вернемся к изначальному посту Пухоспинки - Гарри-кролики, Драко-рабы и иное - это в какой-то степени чушь, нагромождение фантазий, которое сильно выбивается из канона. Которое в русском фандоме будут просить обосновать, объяснить, подвести базу - и это в лучшем случае. А в худшем скажут "АУ голимое, позор автору".

КП да, я вот тоже на ментальность грешу

Да, это наверно действительно так.
Русская литературная традиция вообще тяготеет к психологизму - и мы, воспитанные на ней, тоже начинаем к нему тяготеть, в ущерб сюжетным фантазиям. :)
11.06.2009 в 21:11

Солнце взойдёт!
КП
не в науке дело, а в образованности, причём в первую голову - в образованности массового читателя
Я об этом сказал, вроде бы. Если нет, то я с Вами согласен.

"фантастика, долженствующая звать людей во втузы", и авторам, и читателям была попросту неинтересна,
И тут у нас с Вами нет расхождения. Я, наверное, неточно выразился. "Нет науки" проявляется на обыденном уровне. Скажем, я впервые увидел лазерный диск на картинке в иностранном каталоге. Каталог этот привезли из-за границы. И было это то ли в 88, то ли в 89 году. Я все не мог понять, что это за штуки-то такие? Они из металла, что ль? А чем от винила отличаются? А какого они размера? Я уж не говорю, что некоторые предметы в этом каталоге вообще не мог опознать. Ну, были там по-немецки названия. Они не давали информации, потому что немецко-русский словарь был у меня 65-го года.
Так вот, фантаст, когда пишет книгу, отталкивается от своей реальности и от новых предметов. Он в фантазии идёт дальше: совершенствует предмет, на базе него придумывает новые предметы и новые линии сюжета. Не может человек придумать андроида, если он понятия не имеет о роботах. Андроид - новый предмет, с ним связаны новые проблемы. Я уж не говорю о том, что он и средства выбирает новые. Предположим, большая часть кинопродукции в обществе - линейные повести. Трудно выйти за рамки линейности и писать иначе.

С уважением, Антон

P.S.
Я рад, что с Вами познакомился.
11.06.2009 в 21:12

Имбирные пряники и вычитка текстов нужны этому миру! (с) Ведьма Натка
Кстати, о психологизьме, о нём, родном :)
Если мне для целей моего фика будет нужен Гарри-кролик (или Снейп-кот, ага :) ) - я введу туда кролика/кота/инопланетные спецслужбы, не задумываясь. И обоснуй будет из серии: "Да ну их, спецслужбы эти, они по ведомству Перси Уизли, а мы пойдём бухать!" Потому как вы меня извините, но есть ещё и круг знаний героя, и если какая-нибудь Лаванда Браун будет знать только вымыслы Риты Скиттер, то хоть кол у героев на голове теши, но знаний, почему Драко у Гарри в рабстве, у них от этого не прибавится. Ибо неоткуда. И в этом, прошу прощения, и состоит махровейший реализм, ибо вот кто из нас, болтающих здесь, знает, к примеру, какими именно извилистыми путями идёт большая политика? Не, я не про газеты, я про то, как оно там на самом деле. Я уж молчу о том, что больше половины умеет компами пользоваться, но понятия не имеет, как там именно эти электронные схемы работают.
Вопрос в том, что и кролик, и спецслужбы, и прочее - они (по моему скромному, естественно) нужны ЗАЧЕМ-ТО. Не просто так, чтобы были. Они - антураж, фантэлемент, что угодно, но ежели цель произведения - показать, как хорошо/плохо/монопенисуально Гарри в облике кролика, то мне такой фик не понравится. Даже если обоснуй там железобетонен. А если эта задумка иллюстрирует какую-то идею, то (при хорошем уровне писательского мастерства) я проглочу и рабство Драко у семьи розовых длинноухих Поттеров, и что угодно. Потому как обосновать фантэлемент можно парой фраз, на самом-то деле. А можно и не обосновывать, а замаскировать под одиноко лежащий реалистичнейший окурок. Можно ввести кагановское "ну все ж знают, блин, достали, ещё об этом говорить!"
Другой вопрос, что да, полёт фантазии в случае основной идеи фика "Поттер - кролик-малфоевладелец" ничем не ограничен, и кому-то это может сильно-сильно понравиться. А кому-то - нет. Как и со всей литературой, честно ежели.
11.06.2009 в 21:25

Помни вкус своей крови
hao-grey вот, вот, об этом и речь!
русские читатели и авторы чаще всего говорят про Идею какую-то, которая в фике должна пренепременно быть, а иначе это как-бы плохой, не интересный (не литературный, не серьезный, не правильный) фик, и про то, что все в фике должно служить средством раскрытия Идеи.
Это - основное отношение к фанфикшену в русской традиции.

Американцы, когда пишут фик про Драко-раба в большинстве случаев об этом не говорят. У них есть кинк - слэйв-фик. И они его пишут. Не для того, что бы показать что-то, или донести идею. А для того что бы написать просто текст, где будет Драко-раб. И с этим Драко будет что-то происходить. И еще что-то. А в итоге они придут с Гарри к общему счастию. Или не придут. Но это будет просто текст - без внутренней необходимости что-то важное сказать читателю, что-то до него донести через текст, чему-то его научить, поднять и раскрыть какую-то проблему.
11.06.2009 в 21:27

Солнце взойдёт!
current obsession
Вам тоже скажу: рад, что с вами познакомился! Раньше ведь мы с Вами не пересекались?
У детей, кстати, фантазия крайне оригинальна.
Надо тогда определиться с понятием "оригинальность".
Если появляется зелёный кролик с львиными когтями, но действует этот кролик так, как во многих сказках действуют кролики и львы, и реальность для этого кролика отлична от привычной только цветом и формой - это всё же не оригинально. Потому что дальше включаются вполне узнаваемые схемы. Если герой - не человек, а дульфар какой-нибудь, и летает он на реактивном драконе, но действует стандартно - это не оригинально. Вот у детей как раз такого типа фантазия.
Она для ребёнка и хороша, и читать это ему интересно, особенно если картинки есть. А вот взрослому, да с высшим образованием, подавай что-то иное.
Вы не читали "Лавина", "Алмазный век" Нила Стивенсона? "Американские боги" Нила Геймана?

Гарри-кролики, Драко-рабы и иное - это в какой-то степени чушь, нагромождение фантазий, которое сильно выбивается из канона.
Дело, думаю, не в каноне. Дело в предпочтениях конкретного читателя. Если у героя появилась лишняя рука, или уши выросли, или что-то ещё, но в целом всё стандартно - по моему представлению! - мне будет не интересно. Подчёркиваю: мне. В связи с моими эстетическими представлениями. Из-за "загонов", которые другому человеку кажутся попросту глупыми.

Русская литературная традиция вообще тяготеет к психологизму - и мы, воспитанные на ней...
Погодите, погодите. Разве мы не читаем и другую литературу? Например, иностранную?
А потом, далеко не вся наша традиция тяготеет к психологизму. Где у Стругацких психологизм? Где психологизм у Довлатова?

P.S.
На своём дневнике выложил ссылку на "Между двух стульев" Е.В. Клюева. Коротенькая замечательная книга.
11.06.2009 в 21:32

добрый ангстер
мне кажется, нашему человеку в смысле полёта фантазии крылья ещё в детства пообкромсали - на уроках литературы и русского языка.
помню, наш учитель заставлял нас сочинения писать ТОЛЬКО перьевыми ручками. с ооочнь развёрнутым планом. и обязательно - как щас помню: красной нитью через весь текст должна проходить основная мысль!! мораль и всё такое.
у нас мозг заточен под обоснуй и идею фика. имхо.
11.06.2009 в 21:34

Имбирные пряники и вычитка текстов нужны этому миру! (с) Ведьма Натка
current obsession , ну, честно говоря, мне кажется, что от идеи (или Идеи) автор что фика, что ориджа всё равно не отвертится. Потому что даже желая рассказать "просто историю", какую-то мысль автор в текст вкладывает.
Другое дело, что - да, лично мне фики без идеи (в том числе идеи "любовь преодолевает массу преград" или там "ради любви можно пойти на кучу жертв") скучны, пресны и неинтересны. Хотя читаю я историю, не выискивая в ней суперидей. Просто когда прочту - пожму плечами и скажу, что вещь вышла пустышкой, зря время потратила. Именно потому, что зачастую фик без идеи бывает и фиком без связной истории - хаотичный пересказ метаний героев без какой бы то ни было цели. А в историях как правило идею найти можно - даже ежели её автор туда специально не запихивал.
11.06.2009 в 21:37

Солнце взойдёт!
hao-grey
Вопрос в том, что и кролик, и спецслужбы, и прочее - они (по моему скромному, естественно) нужны ЗАЧЕМ-ТО. Не просто так, чтобы были.
Вот-вот. Но бывает, они просто по той причине, что автор захотел так.

А если эта задумка иллюстрирует какую-то идею, то (при хорошем уровне писательского мастерства) я проглочу и рабство Драко у семьи розовых длинноухих Поттеров, и что угодно.
Согласен.

current obsession
русские читатели и авторы чаще всего говорят про Идею какую-то...
Это мы, кто вообще это обсуждает сейчас, говорим. Потому что иначе нам и читать-то не интересно. "Пустышка" может быть хороша, когда она блестяще продумана и блестяще реализована. Но нам в ней чего-то не хватает.
Однако это касается не только фиков. Если человек читает примитивные книжки, ему идея не нужна, и язык тоже. Он всё схавает. Лишь бы было посильнее закручено, пусть и бестолково.

Не совсем поняла Вашу мысль.
Да, я имею в виду общую упрощённость. А формирует её соответствующая нация. Круг получается: нация создаёт культуру - культура формирует нацию - нация создаёт культуру.
11.06.2009 в 21:38

Во всём виновата
kaiman Погодите, погодите. Разве мы не читаем и другую литературу? Например, иностранную?
Так мы ещё и интернетами владеем, и если нам в принципе интересна наука, то легко можем узнать о тех исследованиях, которых у нас в стране и близко не делают. Это к вопросу о "новых вещах".
Где у Стругацких психологизм? Где психологизм у Довлатова?
Эээ... Я дико извиняюсь, но по-моему, мягко говоря, до фига. Что Стругацкий, что Довлатов пишут о ЧЕЛОВЕКЕ.
11.06.2009 в 21:41

Во всём виновата
kaiman Но бывает, они просто по той причине, что автор захотел так.
ИМХО, это всегда работает. То или иное фантдопущение, та или иная идея, тот или иной сюжетный поворот - они всегда возникают потому, что автор захотел так. А вот что было дальше, к чему он это "захотение" прикрутил да как использовал - дело десятое. И под одну гребёнку тут нельзя: с одинаковым успехом из самой бредовой идеи может получиться полная лажа и гениальное произведение.
11.06.2009 в 21:48

Во всём виновата
Извините, что я так набегами, так получается; и про упрощённость американской культуры я сильно несогласная. Мне кажется, тут речь скорее о разделении на то, что делается ради развлечения, и то, что делается серьёзно. Человек может сколько угодно писать многотомных фанфиков, но ему в голову не придёт считать себя писателем, способным написать хоть крохотный рассказик; если он решит зарабатывать этим деньги, то пойдёт на курсы, мастер-классы, будет брать уроки - и очень удивится, если ему скажут: да ты ж умеешь, ты вон сколько написал! Он ответит: это НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО, это так, для развлечения. Они НЕ ПОНИМАЮТ наших людей, которые, закончив строительный институт, подаются в менеджеры или писатели - но как же так, их ведь этому не учили! Это не от тупости или ограниченности, просто они считают, что подход должен быть профессиональным, а развлекаться можно и так.
ИМХО, как-то так.
11.06.2009 в 21:53

Помни вкус своей крови
kaiman Нет, не пересекались. Спасибо, и я рада нашему общению.


Насчет оригинальности.
Вот, как мне это видится: мы все люди. У нас у всех - человеческая психология, и иной мы просто не знаем и знать не можем. Поэтому, при всем желании - даже когда мы пишем книгу про дульфара с тремя ногами и пятью ушами, летающего на драконе, мы все равно так или иначе находимся только в рамках возможных для человека схем, стандартных, узнаваемых. Всю литературу можно свести к одним сюжетным схемам, одним и тем же идеям и архетипам героев. Человеческая природа не меняется - меняется только антураж, и людям всегда будет интересно так или иначе читать про людей - а не про дульфаров, если их психология и образ действий в корне отличны от людских. Так что оригинальность вообще возможна до определенного момента - до тех пор пока то способ мышления и поведение его героев относительно понятно и укладывается в сознании читателя как "понятное поведение".

Понятно, что механические приемы могут быть очень разными. Вот Толкиен например - создал отдельный жанр. Но при этом выдуманные герои (тролли, орки, гномы) у него так или иначе имеют корни (мифологические) и обладают понятной человеку психологией и способом действия. Плюс, главная идея "Властелина Колец" - не нова в общем-то по сути. Но в итоге получилась не просто потрясающе оригинальная книга, но и абсолютно новый жанр.

А что конкретно Вы подразумеваете под "взрослым подавай иное"?

Дело в предпочтениях конкретного читателя. Если у героя появилась лишняя рука, или уши выросли, или что-то ещё, но в целом всё стандартно - по моему представлению! - мне будет не интересно. Подчёркиваю: мне. В связи с моими эстетическими представлениями. Из-за "загонов", которые другому человеку кажутся попросту глупыми.

Мне тоже не интересно большинство фиков - с лишними ушами, Гарри-котами, и иными вещами. Именно из-за моих "загонов". Мне то подавай психологизм, я читая фики решаю свои внутренние психологические проблемы. :) Но, тут речь о том, не почему не читаю - а почему большинство не пишет, даже при том, что многие читают.


Вы не читали "Лавина", "Алмазный век" Нила Стивенсона? "Американские боги" Нила Геймана?

Стивенсона читала только "Криптономикон", а "Американских богов" Геймана я обожаю.

Погодите, погодите. Разве мы не читаем и другую литературу? Например, иностранную?
Читаем, конечно. Но тут я имела ввиду, что в школе нас изначально пичкают русской литературой, классической - и при этом подается это как очень важная часть становления личности. Иностранная литература дается иначе. Ну а сами мы, понятно, читаем кто как - в зависимости от собственной склонности. А вот про Каренину под поездом и "но я другому отдана и буду век ему верна" - так или иначе слышат на уроках все.

Где у Стругацких психологизм?
По-моему у Стругацких - море психологизма. :) Например, "Трудно быть богом" - это же вообще, насколько глубоко психологичные вещи затрагивает!
11.06.2009 в 21:54

Солнце взойдёт!
КП
легко можем узнать о тех исследованиях, которых у нас в стране и близко не делают.
Мы-то можем. А читатель-то массовый воспримет? У него-то нет инета. У него и телевизор-то четыре канала показывает.
Эээ... Я дико извиняюсь, но по-моему, мягко говоря, до фига. Что Стругацкий, что Довлатов пишут о ЧЕЛОВЕКЕ.
О ЧЕЛОВЕКЕ все писатели пишут. Но это психологизма может и не подразумевать. Психологизм - у Достоевского и Толстого. Огромный акцент на переживания, метания и т.д. Подробное описание эмоций, чувств, мыслей. У Стругаких и Довлатова этого нет. И у Булгакова тоже. И у Пушкина в прозе тоже. Там события.
А впрочем, я, возможно, неверно понимаю психологизм.

с одинаковым успехом из самой бредовой идеи может получиться полная лажа и гениальное произведение.
Кто же с этим будет спорить?
Но мы с Вами, кажется, говорим об одном и том же.
Предположим, читаете Вы за фанфик, где Гарри Поттер - негр, а Снейп - "симпотный блонд". И это никак на сюжет не влияет, вообще ни на что не влияет. Просто негр, просто блонд. Зачем оно - вот какой у меня будет вопрос. Вот такую фантазию я и считаю не оригинальной и вторичной. Это как просто нарядить героев в другую одежду, и не более того.

С уважением, Антон
11.06.2009 в 21:57

Имбирные пряники и вычитка текстов нужны этому миру! (с) Ведьма Натка
У Стругаких и Довлатова этого нет. И у Булгакова тоже. И у Пушкина в прозе тоже. Там события.
Извините, категорически не соглашусь. Просто есть акценты на переживаниях - и есть "психология через действие". Далеко не всегда нужно разжёвывать читателю, что именно чувствуют герои - иногда лучше дать им прочувствовать это вместе с персонажем.
11.06.2009 в 22:09

Во всём виновата
kaiman Мы-то можем. А читатель-то массовый воспримет? У него-то нет инета. У него и телевизор-то четыре канала показывает.
Если мы пишем о ну очень задуренных, редких (или самостоятельно придуманных) вещах, то на доступно-бытовом уровне объясняем, что к чему, а как же :)

О ЧЕЛОВЕКЕ все писатели пишут. Но это психологизма может и не подразумевать. Психологизм - у Достоевского и Толстого. Огромный акцент на переживания, метания и т.д. Подробное описание эмоций, чувств, мыслей. У Стругаких и Довлатова этого нет. И у Булгакова тоже. И у Пушкина в прозе тоже. Там события.
А впрочем, я, возможно, неверно понимаю психологизм.


Похоже. О человеке-то писать можно по-разному. Можно писать о человеке как субъекте событий, поставленных во главу угла в произведении. А можно - как об объекте исследования. И всяко по-разному ещё можно.
Огромный акцент на переживания и метания - это рефлексии, а не псиохологизм. Но возьмём того же Толстого, у него в "Войне и мире" солдат, Тит, что ли? Тит, иди молотить... Разве там есть метания, переживания? Там почти статичная картинка. Но образ этот тонко психологичен. Мысли и эмоций можно не описывать, достаточно их показать. У Стругацкий в "Трудно быть богом", о которой любезно напомнила current obsession, вся книга о том, правильно или неправильно вмешиваться в жизнь людей, направлять её, и терзания Руматы по этому поводу очень хорошо показаны - не многостраничными рефлексиями, но показаны. У Булгакова в каждом произведении что ни образ - психотип; оченно товарищ "Мёртвые души" любил, сразу видно. События событиями, но они встроены не просто в обстановку (прилетел звездолёт, выбрали президента, изобрели новое оружие), а в человека с его психологией, в социум. У Пушкина в прозе то же самое, там не события ради событий.

Кто же с этим будет спорить?
Так вы и спорите, категорично утверждая, что если человек, придумав фантдопущение, сам для себя не придумал, как, почему и зачем оно появилось, то у него посредственное произведение получится. А вместе с тем мы соглашаемся с тем, что далеко не все моменты магмира Ро продумывала, потому что не о том писала, и если продумывать логику, то мир рассыпается на ляпы, но сама книга разве становится от этого хуже? Просто она НЕ О ТОМ, как работало Министерство или отчего на 5000 народу нужно аж 13 квиддичных команд. Это мы, фикрайтеры, теперь мучаемся, потому что нам на этом материале своё строить, а она НЕ О ТОМ писала, ей это всё было не нужно, ей нужно было карикатурное Министерство и карикатурные Пожиратели. И нелогичностей там море, и внутренних противоречий, но они в таких мелочах сравнительно с тем, о чём она писала, что не делают книгу хуже.

Предположим, читаете Вы за фанфик, где Гарри Поттер - негр, а Снейп - "симпотный блонд". И это никак на сюжет не влияет, вообще ни на что не влияет. Просто негр, просто блонд. Зачем оно - вот какой у меня будет вопрос.
На самом деле оно всё равно зачем-то. Варианты навскидку:
а) человек посмотрел прикольный фильм про негра и блонда, решил, что характеры немного похожи, и захотел поставить в ту же ситуацию Поттера и Снейпа. Цель ничуть не хуже цели "а что будет, если Сириус переместится в прошлое и спасёт брата?"
б) человек сознательно эпатирует - хочу выпендриться, хочу не как все. Важно, потому что свидетельствует об определённом росте автора: ему уже надоели штампы, хочется оригинального, просто не умеет пока.
В любом случае смысл есть, просто не всегда он ценен для кого-то кроме автора ;-) Но фанфики-то пишутся ради удовольствия прежде всего пишущего ;-)
*шёпотом* И в любом случае такая фантазия оригинальнее фантазии человека, в сотый раз придумавшего мпрег.
11.06.2009 в 22:13

Помни вкус своей крови
hao-grey Опять таки, я буду настаивать - совершенно русское восприятие фанфикшена, и сливание его с литературой. Я не говорю, кстати, что это плохо, неправильно, я не говорю что фанфики это не литература - я просто констатирую факт.
Да, понятно, что будет идея в любом случае. Но у американцев в фанфикшене не стоит сверхзадачи - что бы все действия героев были подчинены раскрытию этой идеи.
Опять вернусь к примеру с детьми - они часто так играют - просто потому, что хочется придумать историю. Они не думают в этом момент о том, что и как они должны рассказать в этой истории, какие характеры у героев, какие выразительные средства для этого будут использоваться, реалистичны ли они, или нет. У них внутри есть что-то, что они высказывают посредством своей истории - и да, несомненно в ней будет идея. Но не идея будет первична, а простейшее желание рассказать, как Гарри был плохой и насиловал Драко-раба-кролика, а потом посмотрел на него и решил, что это не хорошо - и полюбил его. В этом фике нет Идеи как таковой, есть просто желание рассказать "про любовь, как она появляется из боли и страдания".
И да, часто это с точки зрения русского фандома будет - скучный и не интересный фик. О том-то и речь в первоначальном посте Пухоспинки.

kaiman
Опять, вернемся к первоначальному посту. Вопрос был в том, почему вдруг выясняется, что многим интересно читать фанфики без этой Идеи - поэтому на ура идут многие простецкие, нелогичные, американские длинные фики - из тех, что в русском фандоме называются "травой". И почему этого не пишут у нас, раз нравится читать?

Да, я имею в виду общую упрощённость. А формирует её соответствующая нация. Круг получается: нация создаёт культуру - культура формирует нацию - нация создаёт культуру.

Ну тут я скорее согласна с  КП - американская культура не примитивная, она просто иная совсем. С иным базисом и иной психологией.
И да, она действительно более слоистая - есть контингент, который дальше комиксов не ушел, а есть те, которые читают гораздо больше средне-статистического русского.
11.06.2009 в 22:15

Во всём виновата
current obsession есть контингент, который дальше комиксов не ушел, а есть те, которые читают гораздо больше средне-статистического русского
Причём тот, кто дальше комиксов не ушёл, может быть гениальным компьютерщиком или рыбоводом :gigi: Или математиком :-D
11.06.2009 в 22:17

Солнце взойдёт!
current obsession
Так что оригинальность вообще возможна до определенного момента - до тех пор пока то способ мышления и поведение его героев относительно понятно и укладывается в сознании читателя как "понятное поведение".
Точно. Но! Неподготовленного читателя всё это может раздражать и он сочтёт книгу или фанфик скучными.

Вот Толкиен например...
Не понял. Это Вы как иллюстрацию мысли пример приводите?
В том-то и новизна, и оригинальность - из "кубиков", которые более или менее всем известны, сложить не башню или дом, а, например, лошадь.

Но, тут речь о том, не почему не читаю - а почему большинство не пишет...
Вижу два варианты ответа.
1) Автору этот антураж так же "интересен", как Вам. Он иначе понимает оригинальность. Она у него не за счёт внешних факторов - уши нарастить - а за счёт внутренних факторов. Например, Снейп отправился в прошлое и усыновил Тома Редла. И Том Редл вырос другим человеком ("Другая История").
2) Автор попал в тиски шаблонов и никак из них не вырвется.

Стивенсона читала только "Криптономикон"...
Хоть кто-то читал! И как Вам? "Лавина" и "Алмазный век" - абсолютно иные произведения. Общее место только в нелинейности.

Но тут я имела ввиду, что в школе нас изначально пичкают русской литературой, классической
А ещё задают чтение на лето. Вот там-то есть, где развернуться.
Я не могу сказать, что "пичканье" как-то очень уж сильно на меня повлияло. Я успевал и Булычёва, и Линдгрен, и Стругацких тех же читать.

hao-grey
Извините, категорически не соглашусь.
А я выше сказал: "впрочем, я, возможно, неверно понимаю психологизм."
Просто когда я на тему психологизм - не психологизм говорил с коллегой-филологом, она мне враз объяснила, что да, психология через действие, но тогда нет акцента на тончайшие движения души человеческой. А значит, и психологизма нет. Обычное произведение о человеке, вот и всё.